IX Основы построения «Оперативного учёта» в системе :Предприятие
Регистры, используемые компонентой Оперативный учёт, предназначены для накопления и хранения информации о наличии и движении различных объектов учёта. Регистры оперируют понятиями «Измерение», «Ресурс», «Реквизит» и «Точка актуальности». Движения регистров записываются в «модуле документа» в предопределённой процедуре ОбработкаПроведения(). При записи движений регистров происходит накопление численных значений Ресурсов и записи значений Реквизитов в узлах некоторой многомерной таблицы, параметрическими координатами которой являются значения Измерений, причем соблюдается порядок вложенности Измерений.
В системе предусмотрено два типа регистров: оборотные регистры и регистры остатков. Для оборотных регистров характерен параметр «Периодичность», который задает период, для выбора итогов методом ИспользоватьПериод(). Для регистров остатков характерны типы движений «Приход» и «Расход», и параметр «Период актуальности», задающий период, в течение которого хранятся или восстанавливаются, для временного объекта, созданного методом СоздатьОбъект(), движения регистра. «Период актуальности» регистров остатков задается и редактируется, в отличие от оборотных регистров, в режиме «Предприятие», меню «Операции», пункт «Управление оперативными итогами...».
Оборотные регистры предназначены для хранения и оперативной выборки информации об общем объеме (обороте) учитываемого параметра за определенный период. Можно сказать, что оборотные регистры хранят информацию о том, как накапливались остатки.
Регистры остатков предназначены для хранения и оперативной выборки информации об остатках учитываемого параметра на определенный момент времени.
124______________________ 1С:Предприятие. Практика программирования на платформе V7
На платформе V7.7 предусмотрена «Быстрая обработка движений», позволяющая ускорить операции чтения из регистров - запросы, временные расчеты итогов, обход движений регистров, однако установка этого признака замедляет запись движений данного регистра.
Точка актуальности, последовательность документов
Точка Актуальности (ТА) — это момент времени, определяемый позицией документа, на который системой по умолчанию выдаются значения остатков и итогов по регистрам, и периодические значения. Позиция документа формируется при его записи и представляет собой метку на оси времени. Если документ проводится после точки актуальности, и нет более поздних проведенных документов, то точка актуальности сдвигается на позицию этого документа. Система предполагает, что все документы оперативного учета вводятся последовательно, в хронологическом порядке.
Нарушение последовательности документов происходит из-за неправильногс вода хозяйственных операций. Если последовательность записи все; документов соответствовала фактической последовательности хозяйственных операций, то ввод Документа5, отражающего реальную хоз. операцию, которая была совершена, но не записана своевременно, не нарушит стройности учета Если же были и другие нарушения записи хоз. операций, например: некоторый приход был введен после того, как часть товаров из него была уже продана, то в промежутке между Документом 5 и ТА может быть обнаружен расходный документ, в котором недостаточно товаров для списания.
Для корректировки последовательности надо перепровести документы за период от введенного с нарушением последовательности документа до ТА:
Меню "Операции" - "Проведение документов".
Точка актуальности, период итогов
На приведенном ниже рисунке показано, как формируются записи остатков или оборотов для регистров остатков или оборотных регистров соответственно. При переходе на следующий период фиксируется запись конечного остатка по периоду для регистра остатков или оборот за период
/X. Основы построения «Оперативного учёта» в системе 1С:Предприятие_________ 125
оборотного регистра. Имя таблицы (файла) остатков/оборотов имеет префикс RG***.dbf.
В журнале документов ТА отображается красной галочкой с подчеркиванием.
После ТА записи в регистрах недоступны ни для чтения, ни для записи. При попытке рассчитать регистры или провести документ после проведенных документов, расположенных после ТА (они помечены сиреневой галочкой в журнале документов), система выдаст сообщение: «Существуют более ранние проведенные документы::...».
126______________________ 1С:Предприятие. Практика программирования на платформе V7
Структура записей регистра
Записи накапливаемых значений ресурсов группируются по значениям измерений, причем существенен порядок измерений регистров, так как группировка значений ресурсов по второму измерению является вложенной в группировку по первому измерению. Другими словами, множество записей второго измерения является подмножеством множества записей первого измерения.
В нашем примере в регистре «Амортизация» по каждому элементу справочника «Оборудование» накапливаются записи по приходным документам, а не наоборот, как в документе. В результате, мы можем получить из регистра, например, количество и стоимость элемента оборудования, или список партий для выбранного элемента справочника «Оборудование» с ненулевыми значениями количества или стоимости, или текущую
стоимость оборудования, оприходованного определенным документом (не путать с итоговой суммой по документу, так как в регистр мы сможем не только приходовать, но и списывать оборудование из регистра).
Создание регистра
При конфигурировании регистра измерения создаются как типизированные объекты, на закладке Дополнительные можно обозначить свойство отбора записей измерений по значению измерения. Для ресурсов определяются параметры числового значения: длина и точность, которые должны соответствовать параметрам реквизитов документов, записывающих в них значения приращений при записи движений.
При создании оборотного регистра обратите внимание на его периодичность. Изменить периодичность оборотного регистра, имеющего записи движений, нельзя.
IX. Основы построения «Оперативного учёта» в системе 1С:Предприятие_________ 127
Упражнение 23. Создадим Регистр остатков «Амортизация» с измерениями «Оборудование» типа Справочник.Оборудование и «Партия» типа документ.Приход, ресурсами «Количество» и «Стоимость» и движение Приход по каждой строке документа «Приход».